МПНИ.РФ » Новости » Новации апробированных методов и инновационные методы социального обслуживания, предоставления реабилитационных услуг.

Новации апробированных методов и инновационные методы социального обслуживания, предоставления реабилитационных услуг.



Приоритетным направлением в работе социальной, психологической и культурно-досуговой служб Магнитогорского психоневрологического интерната на сегодняшний день является максимальная вовлеченность получателей социальных услуг в разнообразные формы социально-общественной, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной и предметно-практической деятельности. Основная цель данного межотраслевого синтеза – возможность социально-культурной и общественной адаптации, а также всестороннее развитие, максимальное подавление чувства ущемленности своих прав и свобод.

«Понимание определения социально-культурной адаптации - как состояния таких "взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей", - задает высокую планку для социально - педагогических усилий, ориентирует процесс воспитания на всемерное социально-полезное развитие и активизацию личностных ресурсов. («Социокультурная адаптация» - кандидат философских наук Каверина В. И.)

Специфика современных социально-экономических изменений общества заключается в возрастании требований, предъявляемых к личности для ее успешной адаптации.

Особенно остро стоит проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество лиц, оставшихся без попечения родных и близких.

Возникает противоречие, обусловленное несоответствием между:

• растущей потребностью общества в социально-адаптированной личности и недостаточной эффективностью процесса социально-педагогической адаптации в условиях социальных учреждений;

• необходимостью создания благоприятных условий для развития процесса социально-педагогической адаптации и подчас отсутствием таких условий в традиционной системе воспитания в социальных и медико-социальных учреждениях;

• потребностью развивающей творческой деятельности получателей социальных услуг в условиях социального учреждения и недостаточной разработанностью ее содержательных и структурных компонентов.

Поэтому целью является, создание наиболее благоприятных условий для подготовки лиц, лишившихся попечения родных и близких, к самостоятельной жизни, к их интеграции в общество.

Получатели социальных услуг находятся в условиях социальной депривации уже в силу того, что они лишены самого главного для любого человека – семьи, которую не заменит самое лучшее социальное учреждение. Тем не менее, за годы пребывания в социальном учреждении получатели социальных услуг должны освоить определённые социальные роли и нравственные нормы, чтобы не стать жертвами процесса социализации, чтобы жить полноценно и счастливо, чтобы получить профессию, создать семью, реализовать себя в жизни.

Различают сенсорную, двигательную и социальную депривацию.

Примером сенсорной депривации, является отсутствие впечатлений в связи с постоянным пребыванием в одном и том же окружении: обстановка в комнате, одни и те же люди, строгий режим, привычный уклад жизни и т. д. В настоящее время осознается необходимость в социальных учреждениях создавать сенсорно насыщенную среду: оснащать интерьер красочными картинами и панно, выкрашивать стены в яркие цвета, чаще подключать звуковое сопровождение. И сами участники во время досуга могут быть творцами. Тем самым развивается творческое мышление, прививается эстетический вкус, создается домашний уют. Но все это способно устранить сенсорный голод лишь на некоторое время. Такие люди из числа проживающих нуждаются в путешествиях, походах в музеи и театры, где бы они могли получать новые впечатления. В условиях превентивной изоляции организация выездных мероприятий оказалась невозможной, однако сотрудники нашли альтернативу: повсеместное развитие цифровых, в том числе интернет-технологий, позволили организовывать для получателей социальных услуг виртуальные экскурсии по музеям, библиотекам и др., включаться в онлайн-трансляции концертов и других мероприятий познавательно-развлекательного характера.

С двигательной депривацией мы сталкиваемся, когда возникает ограничение в движении: в результате травмы, болезни, а также при умышленном ограничении движения гиперактивных проживающих. Для профилактики двигательной депривации, кроме физических упражнений, можно использовать танцевально-двигательные занятия, которые будут способствовать и формированию чувства ритма, и запоминанию движений, и эстетическому воспитанию личности. Для реализации данного направления организованы: хореографическая студия, студия степ-аэробики, каждую неделю для получателей социальных услуг проходят танцевально-развлекательные вечера.

При обращении к эмоциональной и волевой сфере необходимо обратить внимание на недостаточное развитие произвольности поведения у проживающих. Строгий режим дня, постоянное субординационное послушание лишают человека необходимости самостоятельно планировать и осуществлять свою деятельность.

Процесс социализации таких получателей социальных услуг осложняется наличием психологической депривации. Психологическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени»

Данный пробел восполняется в сфере досуга в рамках интересных занятий, где участники самостоятельно принимают решения, творчески подходят к проблеме и видят результаты своей деятельности. Для реализации себя в данном направлении проживающие имеют возможность заниматься той или иной трудовой и предметно-практической деятельностью, а также активно практикуют участие в инновационном методе «анимал (фауна) терапии». Ухаживание за живым уголком благотворно влияет на психосоциальное развитие, прививает заботу, способствует развитию чувства ответственности.

Л. С. Выготский определил, что творчество - норма человеческого развития. Действительно, творчество является оптимальной деятельностью для получателей социальных услуг с их слабой мотивацией к любой познавательной деятельности и другими интеллектуальными и эмоциональными проблемами, тем более что творчество на субъективном уровне во многом является процессом, направленным на решение проблемных ситуаций и нестандартных задач. Творческая деятельность проживающих - мыслительная и практическая деятельность, в процессе которой задействованы формы мышления, направленные на приобретение новых знаний и умений, установление новых фактов и закономерностей.

Таким образом, в процессе социализации проживающих, целесообразно применять творческие методы в рамках интеллектуального развития, повышение уровня которого происходит в процессе положительно окрашенного общения, художественно-изобразительной деятельности, а также эмоционального развития, повышение уровня которого происходит в результате роста самооценки, создания ситуации успеха, выработки позитивного отношения к миру через сопереживание, прикосновение, соучастие.

Педагогически направленная социализация получателей социальных услуг должна осуществляться во всех сферах воспитательной и образовательной работы, в том числе и в сфере досуговой деятельности. Поэтому сегодня культурно-досуговое и спортивно-оздоровительное направления деятельности Магнитогорского психоневрологического интерната представляют собой динамично развивающийся структурированный комплекс кружков и творческих студий с четко сформированной образовательно-социализирующей составляющей.

Понятия “досуг” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, имеют ввиду потенциальную возможность использовать его на что угодно. Некоторые проводят его неэффективно. Понятие «досуг» подразумевает использование человеком свободного времени для своего личностного развития.

Досуг становится средством развития личности, в чём заключены его воспитательные возможности. Но свободное время, не организованное должным образом, может привести к деформации личности, ограничению духовного мира человека, к различным проявлениям девиантного поведения.

Проживающие, использующие свободное время преимущественно для домашних дел, обедняют свою жизнь. В их досуговом поведении наблюдается приоритет пассивных форм над активными. Напрашивается неутешительный вывод: участник, как самообразующая личность, в сфере досуга себя не реализует.

В работе с подопечными медико-социального учреждения необходимо учитывать их психические особенности: душевную ранимость, замкнутость. Каждый сотрудник должен соблюдать максимум такта, проявлять доброту, терпение и душевное участие. Система воспитания должна строиться на педагогике любви и уважения, терпимости и терпения. Ее основные принципы состоят в следующем: «Я не одинок. Моя жизнь имеет смысл. Я могу распоряжаться своей жизнью. Я могу чего-то добиться. Я могу быть полезным и нужным». Именно поэтому в текущем году активно начало развиваться сотрудничество с волонтерскими организациями, знакомство с добровольческой деятельностью, что послужило толчком для желания у некоторых получателей социальных услуг самим выступить в роли добровольцев-волонтеров: участники кружка вязания и рукоделия приняли участие в изготовлении благотворительной партии носочков и варежек для отказных младенцев из Дома малютки.

Досуговая деятельность получателей социальных услуг многообразна, включает различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы и потребности. Особое внимание уделяется созданию условий для свободного выбора участником видов деятельности.

Важным условием эффективности организации досуга является учет интересов и запросов. Необходимо помнить, что одним может быть характерен повышенный интерес к игровым элементам, через которые они познают мир. У кого-то подобный интерес уже несколько ослабевает, но зато возрастает увлеченность спортом, художественным и техническим творчеством.

При организации досуговой деятельности в условиях медико-социального учреждения ещё необходимо учитывать быструю утомляемость участников, их неспособность сосредоточиться на длительное время, нарушения сна, недостаточное развитие навыков общения и совместной деятельности.

Это определяет специфику требований к организации режима досуговой деятельности:
- проведение занятий в малых группах;
- непродолжительность занятий, чередование с отдыхом;
- разнообразие занятий, проведение нескольких разноплановых занятий в течение дня.

Полноценная досуговая деятельность позволяет сформировать такие личностные качества, как инициативность, избирательность, самостоятельность в принятии решений. В процессе досуга формируются духовность, внутренняя культура, эстетическое мировоззрение.

В сфере досуга участники более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия с проживающими должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых они обсуждали услышанное, увиденное, совершённое.

Основные характеристики досуга ПСУ:

- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг формирует потребность в свободе и независимости;

- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

- досуг стимулирует творческую инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг детерминирован внутренне и внешне;

- досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

- досуг способствует объективной самооценке;

- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;

- досуг обеспечивает удовлетворение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности;

- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

- досуг - активность, контрастирующая с полным отдыхом.

Принципы организации и функции досуга.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг проживающих развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

Принцип всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности всех получателей социальных услуг в сферу деятельности социального учреждения с целью удовлетворения их досуговых запросов и интересов.

Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях досуга: от любимого занятия до массового праздника. Самодеятельность — сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативности, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами досуга, с другой.

Принцип индивидуального подхода — учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания, при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции, будь то эпизодическое мероприятие или стабильный коллектив.

Принцип систематичности и целенаправленности в организации досуга — целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе. Досуг организуется на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.

Принцип преемственности в организации досуга — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии.

Принцип занимательности в организации досуга — создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.

Развитие инфраструктуры досуга Магнитогорского психоневрологического интерната ориентировано на удовлетворение потребностей различных групп получателей социальных услуг в различных видах досуговой деятельности - как в смысле возможностей посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий и приобщения к культурным ценностям через их потребление, так и в смысле создания условий для активных занятий досуговыми видами деятельности самими проживающими.


Похожие новости



Государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Магнитогорский психоневрологический интернат»